Оршанский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта"

Информация психолога

ПАМЯТКА для родителей по профилактике суицида

Ознакомиться с материалом

КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Профилактика суицида

Памятка по профилактике суицида

изображение viber 2024 04 15 10 07 12 897

изображение viber 2024 04 15 10 07 15 895

изображение viber 2024 04 15 10 08 04 930

Республиканский центр психологической помощи

изображение viber 2023 12 21 08 58 20 201

изображение viber 2023 12 21 08 58 20 201

изображение viber 2023 12 21 08 58 25 255

изображение viber 2023 12 21 08 58 25 255

Памятка для подростков "Рука помощи"

Памятка для подростков Рука помощи   0001

Памятка для подростков Рука помощи   0002

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА

СКАЧАТЬ "ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА

СКАЧАТЬ "ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА"

ПОЗИТИВНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

СКАЧАТЬ "ПОЗИТИВНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ"

КАК РОДИТЕЛЯМ ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ

СКАЧАТЬ "КАК РОДИТЕЛЯМ ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ"

Методы снятия напряжения и управления сложными ситуациями

Памятка психологического здоровья

Памятка психологического здоровья

Памятка психологического здоровья

Предотвратим суицид. Информация для родителей и преподавателей

СКАЧАТЬ "Предотвратим суицид. Информация для родителей и преподавателей"

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ

СКАЧАТЬ "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ"

Профилактика буллинга. Информация для родителей

БУЛЛИНГ В КОЛЛЕДЖЕ

Мы часто не замечаем, что давно привыкли к буллингу, даже считаем его нормой. Конфликты стараемся замалчивать. Ну дразнят тебя в колледже, и что? Или ты молодой специалист, поэтому старшие коллеги на работе могут задавить тебя пусть даже сомнительным, но авторитетом.

Между тем это весьма опасное явление. Человек, систематически подвергающийся насмешкам со стороны окружающих, постоянно находится в подавленном состоянии, а это, увы, прямой путь к психосоматике, депрессии, а в самых критических случаях – к суициду.

Конечно, свести буллинг к нулю почти невозможно. Но минимизировать число конфликтов и снизить их остроту вполне реально. Нужно создавать в колледже такие условия, которые бы позволили разрешать конфликты на начальном этапе и формировать дружественную среду, уверены специалисты.

Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в колледже? Если он скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

-     постоянно находится в подавленном настроении;

-     регулярно не хочет идти на занятия, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;

-     в разговорах о колледже не упоминает одноклассников;

-     не знает, к кому обратиться, чтобы уточнить домашнее задание;

-     его вещи часто разорваны, испачканы или потерялись.

Каждый по отдельности из этих признаков не может служить сигналом неблагополучия, но несколько вместе – повод насторожиться.

Чтобы понять, есть ли проблема, нужно поговорить с ребенком. Но не давить на него, не спрашивать прямо.

Лучше понять картину происходящего помогут следующие вопросы:

-     Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?

-     Любишь ли ты перемены?

-     Что ты делаешь в это время?

-     Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?

-     Кто из ребят тебе не нравится?

-     Что он делает такого, что тебе не нравится?

Однако не только рассказ о насмешках и травле должен беспокоить мам и пап. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, то проблемы существуют и чадо нуждается в поддержке.

Как поступить родителям, когда они узнали о буллинге:

-     объяснить ребенку, что, рассказав о проблемах, он не наябедничал, а поступил хорошо: искать помощи – это правильно и нужно;

-     поговорить с куратором, чтобы вместе найти выход;

-     научить чадо не показывать обидчикам, что их слова его задевают;

-     убедить, что счастливый и довольный собой человек никогда не станет оскорблять других. Поэтому большие проблемы именно у того, кто дразнит;

-     обсуждать ситуацию с обидчиком и его родителями лучше только с разрешения ребенка;

если проблема зашла далеко и ребенок длительное время находится в травмирующей обстановке, необходимо проанализировать ситуацию и научить ребенка правилам коммуникации, а также обратиться к психологу или социальному педагогу.

Нравственное самосознание юношества

«Психологические особенности становления нравственного самосознания личности в юности»

Макаренко А. С.

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Милль Д.

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше...

Притча «О дурных и добрых наклонностях»

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

 — Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

 — Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

 — Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры, пусть в ваших душах растут сады лучших черт характера: великодушие, благородство, доброжелательность, жизнерадостность, справедливость, тактичность, трудолюбие, честность, целеустремленность и веселый нрав, чтобы с легкостью преодолеть препятствия, которые встречаются на нашем пути!

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.

Подробнее...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ

  1. Научитесь любить себя.
  2. Не оставайтесь один на один с неприятностями.
  3. Занимайтесь аутотренингом:

а) самопрограммированием:

- именно сегодня у меня все получится;

- именно сегодня я буду уверенной и находчивой.

б) самоодобрением:

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Поэтому важно поощрять самих себя.

-  Молодец!

-  Умница!

-  Здорово получилось!

Хвалите себя не менее 3-5 раз в день.

  1. Чаще улыбайтесь – фиксируйте положительные эмоции во время улыбки.
  2. Лучшая опора для человека, который стремится стать уверенным, это любящие люди.
  3. Коллекционируйте успехи – от удачной шутки до хорошо сваренного кофе.
  4. Развивайтесь, не стойте на месте – это безусловно, придаст вам сил и уверенности.
  5. Переключайтесь от чрезмерного рефлексирования на внешнюю деятельность.
  6. Не сравнивайте себя с другими, сравнивайте с собой (какой я был вчера и какой сегодня)

Предупреждение суицидальных происшествий

ПОМОЩЬ ЛИЦАМ

С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ ИЛИ ОТЧАЯВШИМСЯ

  • Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для ребенка.
  • В вашу задачу входит вступить с ребенком в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
  • Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
  • Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный, а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что делают обычно), это может оттолкнуть ребенка.
  • Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.
  • Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
  • Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
  • Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ребенок желает рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
  • Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
  • Дайте возможность человеку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.
  • Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть с ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. дети спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.

Подробнее...

Памятка психологического здоровья

ПАМЯТКА

по поддержанию психологического здоровья

Данные рекомендации помогут вам избежать стресса:

1.Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте.Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке.

2.Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова.

3.Два или три раза в неделю занимайтесь спортом. Упражнения не должны быть изматывающими.

4.Пейте больше воды (не спиртных напитков!). Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

5.Не позволяйте расхищать свою жизнь! Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

6.Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

7.Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Не очень сложные приемы, согласитесь?

Методы снятия напряжения и управления сложными ситуациями

  • Покричать там, где никто не слышит;
  • Уединиться;
  • Выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку дома;
  • Рассказать близкому человеку;
  • Поплакать, если грустно;
  • Встретиться с подругой (другом) и с чувством обсудить ситуацию;
  • Написать письмо обидчику, но не отправлять;
  • Побить подушку;
  • Заняться спортом;
  • Представить что-то смешное;
  • Погримасничать перед зеркалом;
  • Порисовать;
  • Погулять, быстро пройтись;
  • Послушать музыку.

Воля, возрастные особенности

Ранняя юность (14-18 лет)

У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает определенные трудности в их физическом воспитании.

В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у старшеклассника приобретает характер целеустремленности.

В свете сказанного, очевидно, нуждается в корректировке сложившееся представление о слабом развитии воли у детей. Вряд ли это справедливо в отношении величины волевого усилия ребенка для преодоления трудности он, как и взрослый, может приложить максимум волевого усилия. Доказательств же того, что максимум волевого усилия ребенка меньше такового у взрослых, пока нет, ведь о таких психологических категориях, как волевое усилие, сила мотива, степень выраженности способности, можно лишь судить (по косвенным признакам), но нельзя их измерить. Если же рассматривать другие компоненты волевой регуляции — сознательный характер управления волевым усилием, моральный компонент воли и т д. — то здесь, несомненно, следует признать большую развитость этих компонентов у взрослых, чем у детей.

Таким образом, подход к оценке степени развитости воли как в возрастном, так и в индивидуальном аспекте должен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной структуры воли. По мере развития психики ребенка волевая регуляция меняется.

Подробнее...

Безопасность в сети Интернет

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас. Напомните детям, что каждый компьютер, ноутбук имеет персональный IP- адрес. Поэтому всегда очень легко установить адрес  и данные пользователя.

В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом несовершеннолетних к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике. В настоящее время любой человек, в том числе и несовершеннолетний, владеющий знаниями в области компьютерных технологий, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете, или создать свой собственный веб - ресурс. Отсутствие контроля со стороны родителей за использованием детьми сети Интернет - одна из причин доступности негативной информации несовершеннолетним. Я бы хотела озвучить основные правила, которые помогут оградить Ваших детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике, позволят избежать детям проблем с законом.

Подробнее...

Агрессия, что с этим делать!

Полезные советы от Александра Шадуры.

***

С агрессивным ребёнком нельзя разговаривать на повышенных тонах– тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребёнку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребёнка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребёнок начнёт к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

Подробнее...

15 вещей, которые важнее денег

15 вещей, которые важнее денег

Есть много вещей, которые важнее денег, но мы часто забываем об этом. Вот 15 вещей, о которых не стоит забывать:

  1. Опыт отношений

 Поцелуйте кого-то. Напишите кому-то письмо, скажите им, что вы чувствуете. Потратьте весь день для приготовления изящного блюда и съешьте это при свечах с любимым человеком.

  1. Мудрость

 Если вы думаете, что вы знаете ответ, вы вовсе не мудры. Продолжайте учиться. Мудрость прибывает из знания того, как немного вы фактически знаете.

  1. Брак

 Принятие другого человека полностью и глубоко в вашу жизнь сильно меняет жизнь. Открытие каждой частички вас непосредственно другому человеку постоянно стимулирует и заставляет вас стремиться быть лучшим человеком.

Подробнее...

Социальные сети вредны для здоровья

Социальные сети вредны для здоровья

Регулярно посещаете сайт «Одноклассники.ру», не мыслите жизни без странички на Facebook? Британские ученые призывают остановиться. Как выяснилось, социальные сети могут нанести серьезный вред здоровью. В частности, сказаться на функционировании иммунной системы и гормональном балансе. Как отмечают эксперты, социальные сети не способствуют установлению контактов между людьми, они дают лишь иллюзию общения.

Подробнее...

Что такое настоящая дружба?

Что такое настоящая дружба?

Психология дружбы между мужчинами и женщинами

Прежде всего, нужно помнить, что никакой «дружбы» не существует. То есть, существуют отношения между людьми, которые можно каким-то образом характеризовать, и существует традиция называть определенный тип отношений дружбой. Но никакой самостоятельной сущности под названием «дружба» нет. Есть только реальные живые отношения, без имен и четких очертаний.

Подробнее...

50 причин, по которым не получают работу

50 причин, по которым не получают работу

По порядку значимости:

1. Жалкий внешний виду

 2. Манеры всезнайки

 3. Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция

 4. Отсутствие плана карьеры,четких целей и задач

 5. Недостаток искренности и уравновешенности

 6. Отсутствие интереса и энтузиазма

 7. Невозможность участи в делах, помимо обусловленного графика

Подробнее...

Что ты за фрукт?

Что ты за фрукт?

Люди по своей природе очень любят праздники. А какой праздник обходится без праздничного стола с различными явствами? Ну и конечно на десерт как обойтись без фруктов? Они такие яркие, радостные, необыкновенные на вкус! А вот неугомонные американские психологи нашли зависимость характера человека от предпочитаемых им фруктов.

Подробнее...

10 принципов мудрого отношения к жизни

10 принципов мудрого

отношения к жизни

Вашему вниманию предлагается статья психолога Владимира Сухарева о простых, но действенных принципах, которые помогут Вам стать мудрее в разрешении различных жизненных проблем.

Подробнее...

10 способов заставить свою лень работать на себя

Сейчас вам, наверное, лениво чем-то заниматься — иначе вы не сидели бы у компьютера, бороздя просторы Интернета. Ничего страшного — все мы бываем ленивыми, в большей или меньше степени, в разной форме, в разных ситуациях. Однако давайте попробуем заставить собственную лень работать на нас. Часто мы ругаем себя за лень, хотя, честно говоря, праздность — вполне естественное состояние для человеческого существа. Пришло время перестать критиковать самого себя и понять, как лень может стать полезной. 

Подробнее...

10 способов укротить гнев во время конфликта

10 способов укротить гнев во время конфликта

  1. Признайтесь себе в том, что разозлились,
  2. Отстранитесь от происходящего, мысленно выйдя из комнаты.
  3. Не преувеличивайте значимость и судьбоносность конфликта.
  4. Представьте, что конфликт уже исчерпан, окончен, как, например, неприятный визит к зубному врачу.

    Подробнее...

15 причин, по которым психолог лучше друзей (и подруг)

  1. Психолог уважает и внимательно слушает вас, не смотря на то, что вы оба абсолютно трезвые.
  2. Психолог никогда не станет орать и плакать, если от вас пахнет другим психологом.
  3. Психолог не скажет вам, что уходит от вас, потому что нашел другого клиента.

    Подробнее...

Основные секреты памяти. Как не забыть самое важное?

Умение человека запоминать вызывало интерес еще в Древней Греции, где почиталась Мнемозина – богиня памяти. В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души.

К нашей памяти необходимо бережно относиться. Она может быть капризна, а может и помочь в самый ответственный момент.

Законы памяти:

Подробнее...

Ваша адаптация - в Ваших руках!!!

Дорогие учащиеся!

Вы уже второкурсники, поздравляю Вас с этим обстоятельством!

Наступает следующий самый ответственный этап в вашем профессиональном становлении. Вы начинаете осваивать в новый тип деятельности — овладение азами профессии. И как следствие, если вы правильно организуете эту деятельность, то это определит ваше становление как компетентного профессионала, труженика, будет способствовать вам в карьерном росте и обеспечит возможность получать удовлетворение от процесса труда. 

Подробнее...

Десять советов первокурснику

Теперь у вас не будет классного руководителя, никто не запишет вам замечание в дневник, не оставит после уроков переписывать домашнюю работу и не отчитает за то, что рубашка вылезла из штанов. И даже учиться насильно заставлять не будет. В общем, полная свобода, доверенная взрослому человеку. Но чтобы оправдать этот новый имидж взрослого, нужно постараться. Попробуем взрослеть грамотно:

Подробнее...

Как научиться сдавать экзамены

В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Успех на экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Умению сдавать экзамены можно научиться так как, определенные психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т. п. Их применение помогает: ослабить эмоциональное напряжение, сохранить хорошее самочувствие и настроение.

Подробнее...

Подготовка к экзаменам

 Психологическое оснащение процесса сдачи экзаменов имеет три основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, 2) поведение накануне экзамена; 3) поведение собственно во время экзамена.

 1. Подготовка к экзаменам

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Подробнее...

Советы первокурснику по успешной адаптации к образовательному процессу

 Мало что, к сожалению, осталось в памяти нынешних поколений из многотомного ленинского наследия: «Учиться, учиться и учиться», «Ученье — труд и труд тяжёлый», «Из всех искусств - для нас важнейшим является кино». Была и ещё одна фраза: «Настанет день, когда на земле останется только три профессии: врач, учитель и инженер». Ильич имел в виду, что на эти профессии всегда нужно будет УЧИТЬСЯ.

Вот давайте и разберёмся с вопросом: как учиться?

 

Подробнее...

"Что делать, если..."

  •  ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.

Подробнее...