Оршанский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта"

Нравственное самосознание юношества

«Психологические особенности становления нравственного самосознания личности в юности»

Макаренко А. С.

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Милль Д.

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше...

Притча «О дурных и добрых наклонностях»

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

 — Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

 — Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

 — Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры, пусть в ваших душах растут сады лучших черт характера: великодушие, благородство, доброжелательность, жизнерадостность, справедливость, тактичность, трудолюбие, честность, целеустремленность и веселый нрав, чтобы с легкостью преодолеть препятствия, которые встречаются на нашем пути!

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.

Если общество рассматривать как единый организм, то молодёжь в нем выполняет, прежде всего, функцию регенерации этого организма, то есть за счет нее происходит восстановление утраченных и деградировавших частей. Процессы регенерации - основа общественного бессмертия. Известно, что продолжительность жизни каждого человека зависит от уровня его духовно-нравственного развития (которое в свою очередь определяет уровень его материальной жизни) и уровня физического здоровья. То же справедливо и относительно общества в целом. Высокий уровень духовно-нравственного здоровья общества обеспечивает его конкурентоспособность в мире, а значит и выживаемость.

Прежде чем молодой человек займёт очередное освободившееся место в структуре общества, он должен приобрести должное качество, необходимое для обеспечения общественной функциональности. То есть он должен достичь определенного духовно-нравственного уровня развития. Только тогда в полной мере сможет выполнить свою восстановительную функцию.

Именно здесь заложено то диалектическое противоречие, которое является объективным источником развития молодежи. С одной стороны, есть потребность занять освободившееся место в общественной жизни, с другой - нет способности это сделать. Для разрешения противоречия требуется изменение хотя бы одной из сторон. То есть молодежь должна либо сбежать от общества, что она иногда и делает, ударяясь в бродяжничество или наркотический угар, либо заняться наработкой необходимого духовно-нравственного уровня. Первый путь разрешения противоречия, конечно, легче. Но он слишком рискован, и потому инстинкт самосохранения чаще всего заставляет молодого человека сделать выбор в сторону второго пути.

Функция дальнейшего общественного развития тоже в какой-то мере лежит на молодежи. Потому что молодежь - это тот слой населения, который, как правило, имеет наивысшие потребности, и ее потребности становятся стимулом развития, как для нее самой, так и для общества в целом.

 Забота об уровне духовно-нравственного развития и физического здоровья каждого молодого человека - это задача непременно каждого члена общества. Ибо, в конечном счете, он заботится о той среде, в которой будет жить он сам и его наследники.

Необходимость духовно-нравственного развития личности носит объективный характер. Человек вынужден развиваться, поскольку развивается реальный мир вокруг него.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте.

Вместе с тем юношей полностью взрослыми не назовешь, так как у них многое еще сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении собственной жизненной судьбе у юношей и девушек немало детскости. Образно говоря. Если подросток – это в основном еще полуребенок, то юноша – более чем на половину взрослый.

На период ранней юностиприходится становление нравственного самосознания.  Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциальный (по Л. Колбергу).

Юноши, благодаря опережающему развитию интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Юноши задумываются над этими вопросами, обсуждают, активно ищут ответы. Первыми из этих вопросов становятся морально-нравственные вопросы.

Заметим, что современной юности не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм.  Нынешнему поколению молодых людей присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, произошедшие в мире и в нашей стран, преобразования, продолжающиеся и сейчас, вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции.

Для современных юношей честность уже не выступает в наивно реалистической форме (никогда нельзя говорить неправду!). Большинство юношей утвердились в иной нравственной позиции – релятивистской. Такая позиция не выражает собой модель вседозволенности, это скорее более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы: «правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

Справедливость также понимается уже не так, как она воспринимается детьми «Справедливо – это когда всем одинаково». Современные юноши принцип справедливости трактуют так: «От каждого – по возможностям, каждому – по его делам или реальному вкладу».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он с одной стороны овеян романтичностью, а с другой стороны основан  на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, преподавателей, товарищей и друзей.

К 17-18 годам большая часть юношей представляет собой людей, практически нравственно сформированных. Обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее новообразование детства.

Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, к 17-18 годам мы имеем дело с человеком, мировоззренчески более определившимся,  с взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

Ранняя юность – начало практической реализации серьезных жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Этот возраст требует профессионального и личностного самоопределения: нравственно-личностный - каким быть? Профессиональный - кем быть?  Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности. Наиболее часто в юношеском возрасте  встречается тип ценностно-временной структуры «Я», когда наличное «Я» (в настоящем времени) в большей степени тяготеет  к будущему, чем к прошлому.  «Я» прошлое  представляется  совершенно чуждым, и отношение к нему неизменное критическое. Критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее.

На втором месте располагается тип, в котором все три «Я» (прошлое, настоящее и будущее) связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это субъективное гармоническое представление человека о себе.

На третьем месте будущее «Я»оторвано от настоящего. Все три времени существования мыслятся как совершенно различные. С идеальным «Я» согласуется только будущее.

Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию характерную для юности: сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее, частичная гармонизация состояния личности в юношестве по сравнению с подростковым возрастом.

В юношестве можно выделить ряд общих тенденций: снижение остроты межличностных конфликтов, снижение проявления негативизма во взаимоотношениях с окружающими людьми, повышение контактности, общительности, улучшение эмоционального самочувствия. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Одновременно приходит определенная стабилизация внутренней жизни, что проявляется в снижении уровня тревожности, нормализации самооценки, что вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Заметно улучшаются многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится.   Юношеский возраст – время бурь и потрясений, качественно иных, чем в подростковом возрасте, они связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?»

В ранней юности отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов. В юности больше, чем в других возрастах встречаются акцентуированные типы характера, быстрые и непредсказуемые переходы от одного настроения к другому, юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам. Для юности характерно внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это размышления не только о себе, но и мысли обо всем, о людях, философских, бытовых и других проблемах. Все они лично затрагивают и волнуют юношей и девушек.

В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества, к счастью оно не является стабильным, при установлении хороших личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает.

Специфика ранней юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения. Воззрение на мир современной юности определяются наличием множества различных точек зрения, между которыми молодым людям приходится выбирать.

Такая ситуация имеет свои положительные и отрицательные аспекты. Положительное в ней то, что отсутствие единого и однозначного мировоззренческого ориентира, побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой; имеющих собственную точку зрения и готовых ее отстаивать.

Но с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающихся друг от друга по уровню социальной и нравственно- мировоззренческой зрелости; к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в ранней юности справляются далеко не все. Те, кому это удается действительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остальных. Однако, те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остаются инфантильными на многие годы.

Хотелось бы закончить свой доклад еще одной притчей

Дверь

Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.

И вот собралось множество учеников.

Мудрец сказал им:

— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.

Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.

Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.

Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.

Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.

Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:

— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

Желаю всем успехов!