Агрессия, что с этим делать!
- Подробности
- Опубликовано 19.10.2020 13:34
Полезные советы от Александра Шадуры.
***
С агрессивным ребёнком нельзя разговаривать на повышенных тонах– тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребёнку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребёнка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребёнок начнёт к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
***
Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство («Драться нехорошо! Не обращай внимания!»). Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: «Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..» Поэтому, как поётся в песне, «честь должна быть спасена мгновенно». Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем.
***
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребёнка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.
***
Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка (см. статью А. Шадуры в газете «Школьный психолог» №4 2000 г.) Навык выполнения упражнения «Левитация рук» помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.
Что же такое агрессия?
Под любой агрессией понимается мотивированное нанесение вреда другому человеку. Поэтому хирург, который может сделать человеку очень больно, - не агрессор, а промахнувшийся снайпер будет агрессором. Агрессия определяется по мотивации, хотя та не всегда может лежать на поверхности.
У агрессии есть три основных функции. В первую очередь, агрессия – лучший способ защиты своего «Я» от воображаемой или реальной угрозы. Проявление такой агрессии во многом зависит от того, что человек понимает под своим «Я». Есть масса людей, которые уже при первом знакомстве начинают вести себя агрессивно, поскольку должны постоянно самоутверждаться.
Вторая функция агрессии – выплеск психологического напряжения, поиск «козла отпущения» и третья – достижение своей цели: «Я хочу прорваться к этой двери, поэтому отталкиваю всех на своём пути».
Вообще агрессию надо понимать очень широко. Она может быть как прямой, так и косвенной. Она может иметь форму доносов, сплетен, злых шуток. Злая Баба-Бабариха из сказки о царе Салтане – яркий пример косвенной агрессии.
Агрессия может быть направлена и на самого себя. Аутоагрессия – это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки, да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничтожение, самообвинение. Сейчас эта проблема стала очень актуальна из-за психосоматических проблем и заболеваний.
Можно ли говорить об агрессивности как о черте характера, связанной с индивидуальными особенностями (темпераментом или акцентуацией) человека?
Безусловно, определённые личностные качества влияют на появление у него агрессии. Но это лишь биологический базис, в который «вплетается» агрессия. У человека есть другие личностные свойства, которые могут препятствовать агрессивным проявлениям. Есть немало агрессивных людей, прекрасно контролирующих себя. Например, выдающиеся спортсмены, которые в ходе поединка ведут себя чрезвычайно агрессивно, но становятся кроткими и милейшими людьми в жизни.
Существуют индейские племена, африканские народности, которые поощряют дружелюбие. Таких культур не очень много, но все они проведут отказ от основополагающих принципов нашей цивилизации: соревновательности, стремления к достижениям.
А в тех культурах, где властвует принцип конкуренции, агрессия присутствует непременно.
(С. Н. Ениколопов)
Можно как-то противостоять росту агрессии?
Конечно, это достаточно сложная проблема.
Безусловно, очень важна не профилактика собственно агрессивного поведения, а работа с личностью в целом: «Я - образом», «Я - концепцией», самосознанием человека. Нужно способствовать личностному росту детей, формированию у них уверенности в себе. Но окончательно проблема агрессии этим не снимается. Дело в том, что надо всегда учитывать контекст, в котором реализуется агрессия. Бывает, что агрессия проявляется со стороны учителя.
Для того, чтобы проводить нормальную работу по профилактике и устранению агрессии, необходимы современные научные исследования. Нельзя ориентироваться на поверхностные или устаревшие методики.
У нас сейчас не проводится никаких масштабных исследований агрессивности. Серьёзно этим занимается небольшая группка людей.
К сожалению, агрессия заразна. Создаётся «порочный круг»: меня родители били, и я буду бить своего ребёнка. То, что горячий утюг и телефонный шнур – хорошее средство обучения, многие родители уже усвоили.
Агрессорами становятся дети, участвующие в драках, а также жертвы, которые хотят индетифицироваться с агрессором.
Но всё это не значит, что надо прекратить повседневную психологическую работу по профилактике агрессивного поведения у детей. Педагогам надо руководствоваться правилом: ребёнок должен чётко понимать, что за насилием последует немедленное, неотвратимое и справедливое наказание. Это остановит его от следующих неверных шагов. Если наказание отсрочено, неадекватно, то оно приносит только вред.
Это и многое другое надо объяснять и родителям. Надо проводить и личностные тренинги, понимая при этом, что их большая часть – это тренинги самопонимания, самоуважения, поднятия самооценки. Мы должны работать с агрессией косвенно: чем больше сила «Я» человека, чем сильнее его способность к саморегулированию, тем меньше у него агрессивности.
(С.Н. Ениколопов)
Действительно ли сейчас наблюдается рост агрессивности не только среди взрослых, но и среди детей. Если да, то почему?
Рост агрессии сейчас действительно происходит. Для этого есть одновременно и социальные, и психологические, и нейрофизиологические причины. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация сказывается, в первую очередь, на увеличении числа насильственных преступлений (крайней форме проявления агрессии) среди взрослого населения, и что самое печальное – стали расти цифры преступлений, совершаемых детьми.
Сказывается неопределённость, неструктурированность жизни, социальные изменения. Здесь очень важно, как внешние факторы воспринимаются самим человеком. Если доминируют неуверенность, страхи, тревога, неопределённость – это одна ситуация, если же человек чувствует, что жизнь налаживается – то и агрессивность уменьшается.
Далее следуют психологические факторы, провоцирующие агрессию.
В обществе существуют жестокие требования к поведению человека. Он не имеет права просто так выплёскивать свои эмоции и ищет иные пути для их «выхода» - ищет «козла отпущения». Агрессия чаще всего проявляется по отношению к близким. В последнее время резко увеличилось насилие над детьми со стороны родителей.
Ребёнок, как самый слабый в семье, - первый кандидат на роль «козла отпущения». Недавно проводился анонимный опрос. 90% преуспевающих московских бизнесменов с высшим образованием признались, что бьют своих детей. Кроме того выяснилось, что 50% бизнес-леди бьют мужья. Более сильный бьёт более слабого. В результате наступает разрядка.
Если говорить об агрессивности у детей, то это проявляется в неспособности контролировать свои эмоции, регулировать своё поведение. Сейчас чаще стали встречаться дети с синдромом гиперактивности, а родители, как правило, не готовы к общению с такими детьми. В отношениях с гиперактивным ребёнком нельзя применять те же самые правила, что и в отношениях с обычными детьми. (С.Н. Ениколопов)