Оршанский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта"

Предупреждение суицидальных происшествий

ПОМОЩЬ ЛИЦАМ

С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ ИЛИ ОТЧАЯВШИМСЯ

  • Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для ребенка.
  • В вашу задачу входит вступить с ребенком в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
  • Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
  • Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный, а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что делают обычно), это может оттолкнуть ребенка.
  • Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.
  • Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
  • Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
  • Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ребенок желает рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
  • Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
  • Дайте возможность человеку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.
  • Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть с ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. дети спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.

КАКИЕ ФАКТОРЫ ОТНОСЯТСЯ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ:

■   Условия семейного воспитания:

-отсутствие отца в раннем возрасте;

-в семье имеются психически больные;

-"матриархальный" стиль отношений в семье (сильное влияние матери);

- отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте;

-развод родителей;

-чрезмерная опека, воспитание по типу "кумир семьи";

-частые скандалы в семье;

-при наличии родителей воспитывался в детском доме;

-  в семье были случаи самоубийств, попыток самоубийств или суицидальные угрозы со стороны родственников.

■   Особенности поведения:

-убегал из дома;

-часто менял место учебы;

-злоупотреблял алкоголем, другими наркотическими веществами;

-совершал суицидальные попытки.

■   Другие биографические характеристики:

-в решении подростковых задач была серия "провалов";

-неудачи в обучении;

-изоляция в коллективе;

-имел друзей совершивших самоубийство или попытку самоубийства.

К ХАРАКТЕРНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СУИЦИДЕНТОВ МОЖНО ОТНЕСТИ:

-неуверенность в себе;

-низкий, заниженный уровень самооценки;

-высокую потребность в самореализации;

-самбиотичность, высокую значимость для них теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличие понимания и поддержки со стороны окружающих;

-трудности волевых усилий при принятии решений;

-снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;

-склонность к самообвинению, преувеличение своей вины;

-несамостоятельность;

-недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О САМОУБИЙСТВЕ:

-затрудненная адаптация к условиям учебы;

-глумление и издевательства со стороны сверстников;

-длительное соматическое заболевание;

-боязнь ответственности за совершенное преступление;

-потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения;

-смерть близкого человека;

-слабое физическое развитие;

-психическое заболевание;

-разрыв высокозначимых любовных отношений.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫСОКОЙ ВЕРОЯТНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ:

-  открытые высказывания и желания покончить жизнь самоубийством (одногруппнику, в письмах родственникам и знакомым, любимым и т.д.);

-  косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например: появление в кругу знакомых с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п., игра с оружием с имитацией самоубийств и т.о.);

-   активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих веществ, патронов и т.п.);

-  фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

-  символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, значков);

-  изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

-  чрезвычайно настойчивые просьбы о переезде в другой город, о госпитализации;

-снижение контактов, стремление к уединению и др.